Аренда оружейной комнаты (КХО)

Существуют ли сферы деятельности, где запрещено работать ИП?

Существуют ли сферы деятельности, где запрещено работать ИП? Интересует: можно ли приобрести служебное оружие , спецсредства и технические средства через ИП?

Сначала сообщаю Вам, какими видами деятельности   запрещено заниматься ИП. В российском законодательстве отсутствует единый акт, определяющий? что можно и что нет, но ограничения содержатся в отраслевом законодательстве.

Ориентировочный перечень, какими видами деятельности не может заниматься ИП:

требующими спецразрешения, получить которое предприниматель не сможет ни при каких обстоятельствах;

требующими получения лицензии, которая недоступна предпринимателю в соответствии с ведомственными или иными специальными документами (например, алкогольная или на охранную деятельность);

которые осуществляются исключительно юрлицами по специальному закону, например, открытие ломбардов, страхование, частная охранная деятельность.

Что касается лицензирования: ст.12 ФЗ Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает более 50 видов деятельности, подлежащих лицензированию:

1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;

5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;

7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее;

8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;

9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;

10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;

11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;

12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III и III классов опасности;

13) утратил силу с 1 июля 2013 года. — Федеральный закон от 04.03.2013 N 22-ФЗ;

14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

16) производство лекарственных средств;

17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;

18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;

19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;

20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

22) — 23) утратили силу. — Федеральный закон от 18.02.2020 N 21-ФЗ;

24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации, органов федеральной фельдъегерской связи, таможенных органов Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (за исключением использования автобусов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целях осуществления приносящей доход деятельности), а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;

31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах;

32) частная охранная деятельность;

33) частная детективная (сыскная) деятельность;

34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;

35) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

36) оказание услуг связи;

37) телевизионное вещание и радиовещание;

38) утратил силу. — Федеральный закон от 17.06.2019 N 148-ФЗ;

39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»);

42) геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований;

43) производство маркшейдерских работ;

44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;

45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);

46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);

47) фармацевтическая деятельность;

48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;

51) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;

52) выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;

53) деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов;

54) деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;

55) космическая деятельность;

56) деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);

57) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из рагоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;

(п. 57 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 282-ФЗ)

58) сервисное обслуживание вооружения и военной техники.

Касательно интересующего пункта п.9 9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия: Постановление Правительства РФ от 28 августа 2012 г. N 865
«О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия» содержит требования, исключающие привлечение ИП  в данную сферу[1]; Административный регламент Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 17 декабря 2020 г. N 4468, и  Административный регламент Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия в части работ (услуг) по разработке, производству, испытанию, ремонту, утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 17 декабря 2020 г. N 4467 прямо указывают круг заявителей: ст.2 «Круг заявителей» «юридические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся в Министерство с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия в части работ (услуг) по разработке, производству, испытанию, ремонту, утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, переоформлении лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия в части работ (услуг) по разработке, производству, испытанию, ремонту, утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, прекращении действия лицензии, предоставлении сведений о конкретной лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия в части работ (услуг) по разработке, производству, испытанию, ремонту, утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее — лицензируемый вид деятельности)».

Таким образом, в списке лицензируемых видов реализация техсредств и спецсредств отсутствует, за исключением одного: 39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности): Роспотребнадзором выдается Лицензия на источники ионизирующего излучения (ИИИ) — это необходимый разрешительный документ на право осуществления определенных видов деятельности в области использования генерирующих источников ионизирующего излучения (рентген-аппаратов, дефектоскопов, генераторов нейтронов, ускорителей заряженных частиц, рентгентелевизионных установок и другого опасного радиоактивного оборудования)[2]. Приказом Роспотребнадзора № 398 установлен следующий перечень:

П Е Р Е Ч Е Н Ь

выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих

деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)

  1. Проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих).
  2. Конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих).
  3. Производство источников ионизирующего излучения (генерирующих).
  4. Размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
  5. Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
  6. Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
  7. Хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
  8. Утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
  9. Проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
  10. Конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
  11. Изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
  12. Эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).

В соответствии с информационно-методическим письмом ФС Роспотребнадзора от 21.09.2005г. № 0100/7690-05-32 «О порядке организации работы по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих):

К конструированию следует относить работы по практической отработке конструкций отдельных узлов установки/средств радиационной защиты, созданию опытного образца и доводку до серийного изделия.

К размещению следует относить работы по разработке проекта размещения установок, содержащих установок, содержащих источники ионизирующего излучения, а также работы по монтажу и введению установок в эксплуатацию.

К хранению следует относить любые работы по постоянному или временному хранению установок, содержащих источники ионизирующего излучения, в том числе не предполагающие их использование. Под них подпадают любые виды работ, включающие временное хранение установок, содержащих генерирующие источники ионизирующего излучения, в том числе в процессе их реализации, ремонта и обслуживания.

К утилизации следует относить работы по приведению в безопасное для людей и окружающей среды состояние не предназначенных для дальнейшей эксплуатации установок, содержащих источники ионизирующего излучений, с их последующей утилизацией на общепромышленных свалках или использованием в качестве вторичного сырья.

В соответствии с письмом ФС Роспотребнадзора от 16.11.2009 №01/17167-9-32 «О проведении проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям», к проектированию относятся работы по разработке проектной документации на установки, содержащие источники ионизирующего излучения (генерирующие) (далее — ИИИ), на средства радиационной защиты этих установок и на помещения для рентгеновских установок.

К размещению относятся работы по установке оборудования, содержащего ИИИ, в месте, определенном проектной документацией на объект.

Исключительно Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (127994 г. Москва, Вадковский пер., д. 18/20, тел. 8-499-978-68-02) оформляются и выдаются лицензии по данному виду деятельности при осуществлении следующих видов работ (письмо Федеральной службы Роспотребнадзора № 0100/7690-05-32 от 21.09.05 г., от 06.08.2007 г. № 0100/7819-07-32, от 22.11.10г. 01/16420-0-32 ):

  1. проектирование, конструирование, изготовление, производство источников ионизирующего излучения (генерирующих)и средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих;
  2. эксплуатация средств досмотра людей;
  3. эксплуатация ускорителей заряженных частиц.

Таким образом, дефектоскопы и ионизирующее досмотровое оборудование (интроскопы) предполагают наличие специальной лицензии. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 г. N 773) в ст.2 «Круг заявителей» определяет субъект лицензирования:

 

«2. Заявителями на предоставление государственной услуги (далее — заявители) являются:

1) юридические лица, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) (далее — соискатель лицензии, лицензиат соответственно);

2) юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, обратившиеся за предоставлением сведений о лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее — лицензируемая деятельность).

Таким образом из п.1 ст.2 Регламента следует, что лицензиатом может быть только юридическое лицо а не ИП). ИП не могут хранить или реализовывать интроскопы и рентгеновские установки для досмотра. Это оборудование может быть только у лицензированных юридических лиц. При этом обращаю Ваше внимание на то, что наличие лицензии на частную охранную деятельность не дает право на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих). Для этого ЧОП должен либо сам получить соответствующее разрешение, или привлечь субподрядную (подрядную) лицензированную компанию, имеющую необходимый документ.

Далее о технических средствах защиты и о спецсредствах.

Специальные средства — это состоящие на обеспечении негосударственных охранных и детективных структур технические изделия (устройства, предметы, вещества), применяемые в случаях предусмотренных законами, которые прямо предназначены для защиты тела и головы сотрудника от поражающих элементов и оказания принудительного физического воздействия на человека (правонарушителя). Приложение N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 25.10.2021) «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» содержит перечь видов специальных средств используемых в частной охранной деятельности

  1. Шлем защитный 1 — 3 классов защиты отечественного производства.
  2. Жилет защитный 1 — 5 классов защиты отечественного производства.
  3. Наручники отечественного производства «БР-С», «БР-С2», «БКС-1», «БОС».
  4. Палка резиновая отечественного производства «ПР-73М», «ПР-К», «ПР-Т», «ПУС-1», «ПУС-2», «ПУС-3».

Только эти изделия являются специальными средствами. Досмотровые устройства, зеркала, интроскопы, щиты «для разгоны» специальными седствами не являются и не требуют указанных ниже условий хранения и учета.

Приказ МВД РФ от 22.08.1992 N 292 (ред. от 14.11.1994) «Об организации исполнения органами внутренних дел Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.08.1992 N 47) устанавливает порядок учета, хранения и ношения специальных средств  — но этот документ был отменен в 2006. Документ утратил силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от 19.06.2006 N 447, вступающего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» — 14.07.2006).

В свою очередь, Приказ № 447 тоже отменен: утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 28.05.2012 N 543, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» — 10.08.2012).Приказ МВД России от 28.05.2012 N 543 (ред. от 30.12.2014) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по приему квалификационного экзамена у граждан Российской Федерации, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2012 N 24679).

Но это еще не все: Приказ МВД России от 28.05.2012 N 543 (ред. от 30.12.2014) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по приему квалификационного экзамена у граждан Российской Федерации, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2012 N 24679) тоже отменен — Документ утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 19.04.2019 N 256, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 23.05.2019).

Таким образом, в настоящий момент вопросы спецсредств регулируются:

— Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 25.10.2021) «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»:  приложение №13.

Вопросы приобретения определены в ст.2-4  Приложения N 13. Правила приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности:

 

  1. Частная охранная организация приобретает специальные средства, использование которых разрешено в частной охранной деятельности, в необходимом количестве, определяемом ее руководителем.
  2. Приобретение специальных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации у поставщиков (продавцов), имеющих право на их продажу[3].
  3. Документы, подтверждающие приобретение частной охранной организацией специальных средств, хранятся до принятия ее руководителем решения об их уничтожении, продаже (передаче).

Что такое документы, подтверждающие приобретение частной охранной организацией специальных средств?

Согласно п. 21 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. № 55 (далее — Правила продажи), расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Если товар приобретался в розницу с применением ККТ, то никакого договора не должно быть, а на руках у покупателя остается чек.

При расчетах между юрлицами применяется иная система. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) содержит указание в ст.1 : «Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.»

Согласно с.2 , Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события.

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона о бухучете).

Далее в Законе о бухучете говорится, что первичный учетный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме (п. 5 ст. 9 Закона о бухучете). Здесь же приводятся обязательные реквизиты, которые должны быть в каждом таком документе (п. 2 ст. 9 Закона о бухучете). Кроме этого, указывается, что первичный учетный документ является основанием для отображения содержащихся в нем данных в регистрах бухгалтерского учета (п. 3 ст. 9 Закона о бухучете).

По правилам пункта 4 статьи 9 Закона о бухучете, формы первичных учетных документов, которые применяются организацией, утверждает непосредственно ее руководитель (за исключением организаций государственного сектора). Требования об обязательном применении унифицированных форм в Законе о бухучете больше нет.  Одной и той же организации допустимо использовать все вышеперечисленные варианты (например, можно прописать, что какие-то документы будут оформляться по «своим» формам, а остальные — по унифицированным). Главное, чтобы соблюдались два условия. Первое: формы «первички должны быть утверждены руководителем организации. И второе: в каждой утвержденной форме должны содержаться все обязательные реквизиты первичного учетного документа. Заметим, что в форме документа могут быть отражены только лишь обязательные реквизиты, либо обязательные и дополнительные реквизиты (письмо Минфина России от 04.02.15 № 03-03-10/4547, доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 12.02.15 № ГД-4-3/2104@; см. «Минфин напомнил основные требования к первичным учетным документам»).

Первичными документами являются:

— счет на оплату (инвойс), направляемый покупателю после отгрузки товара, можно расценивать как первичный документ бухгалтерского учета, если в нем есть все реквизиты, предусмотренные Законом о бухучете, и форма счета (инвойса) утверждена руководителем организации в качестве «первички».

— Товарная накладная. Это документ, в котором отражается перечень передаваемых товарно-материальных ценностей. Накладная оформляется в 2 экземплярах и содержит сведения, которые впоследствии отражаются в счете-фактуре. Накладная подписывается представителями обеих сторон, участвующих в сделке, и заверяется печатью (если ее фирма использует в своей практике).

— — ФНС России разработала универсальный передаточный документ, в котором помимо сведений из счета-фактуры есть дополнительные реквизиты, характерные для первичного учетного документа (приложение № 2 к письму ФНС России от 21.10.13 № ММВ-20-3/96@). Руководствуясь правилами Закона о бухучете, универсальный передаточный документ следует составить во время совершения операции или сразу после ее завершения. Только в этом случае УПД, содержащий в себе показатели счета-фактуры, будет расцениваться как первичный учетный документ. Обычный счет-фактура к «первичке» не относится.

Спорная тема- статус договора купли-продажи.: сам по себе он не является первичным документом для целей бухгалтерского учета. Ведь договор — это всего лишь перечень обязательств сторон. Факт заключения договора, как правило, не подтверждает совершение хозяйственной операции, а говорит лишь о намерениях сторон совершить такую операцию. Другими словами, договор является документом бухгалтерского учета, который фиксирует возникновение, изменение и прекращение обязательств (п. 3 ст. 5 Закона о бухучете), но не фиксирует факт хозяйственной жизни и его содержание (п. 1 ст. 5 Закона о бухучете). В связи с этим, он не может быть признан первичным учетным документом. Поэтому только одного договора, подписанного сторонами, недостаточно для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. В то же время договор может быть признан первичным учетным документом, если он составлен непосредственно при совершении хозяйственной операции, содержит все необходимые реквизиты «первички» и утвержден в качестве таковой руководителем организации. В частности, договор может считаться первичным учетным документом, если он составлен не в виде единого документа, подписанного сторонами, а в виде счета на оплату (инвойса), которым оформляется уже свершившийся факт хозяйственной жизни (продажа товара, выполнение работы, оказание услуги). Это вывод подтверждается в Рекомендациях по проведению годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год, приведенных в приложении к письму Минфина России от 21.01.19 № 07-04-09/2654.

Таким образом, для подтверждения приобретения специальных средств могут быть использованы УПД, ТН, счет-инвойс, а также кассовый чек. Договор может быть, а может и не присутствовать.

[1] в) наличие структурных подразделений, обеспечивающих контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции, ее сохранность в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оружии»;

[2] Приказ Роспотребнадзора от 14.05.05 № 398 «О лицензировании территориальными управлениями Роспотребнадзора деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)».

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 г. N 773)

 

[3] Как указывалось ранее, торговля спецсредствами не лицензируется и не требует специального разрешения

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 4 =

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять